Информационно-поисковая система
Компьютерной выставки МЧС России
МЧС России

Слоган Информационно-поисковой системы МЧС России

 
 
Компьютерная выставка МЧС России
Пожарная безопасность
Гражданская защита
Предупреждение и ликвидация ЧС
Организация управления
Страхоание рисков
Подготовка кадров
Международное сотрудничество
Межведомственное взаимодействие
Нормативно-правовая база
Коллективные стенды
Главная страница
Новости науки и техники

Мультимедийный каталог оборудования

полезные ссылки:
Сайт МЧС России
www.mchs.gov.ru


Сайт ОАО Арсенал-Спасения
www.arspas.ru

build_links(); ?>
ForeverLinks(); ?> GetLinks(3, '
'); ?>
build_links(); ?>
Нормативно-правовая база
Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧС

- Международное законодательство

- Российское законодательство
- Законы РФ
- Указы президента РФ
- Постановления правительства РФ
- Приказы, распоряжения МЧС России
- ГОСТы
- Постановления, распоряжения субъектов РФ
- Другие документы


- Нормативно-методические документы

- Программы обучения

ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА

- Международное законодательство

- Российское законодательство
- Законы РФ
- Указы президента РФ
- Постановления правительства РФ
- Приказы, распоряжения МЧС России
- ГОСТы
- Постановления, распоряжения субъектов РФ
- Другие документы


- Нормативно-методические документы

- Программы обучения

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

- Международное законодательство

- Российское законодательство
- Законы РФ
- Указы президента РФ
- Постановления правительства РФ
- Приказы, распоряжения МЧС России
- ГОСТы
- Постановления, распоряжения субъектов РФ
- Другие документы


- Нормативно-методические документы

- Программы обучения

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОБУЧЕНИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ И СПЕЦИАЛИСТОВ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКИХ ЦЕНТРАХ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НА КУРСАХ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Министр Российской Федерации по делам гражданской

обороны , чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий

стихийных бедствий

С . К . Шойгу

от 09 июля 2001 г

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Примерная программа обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны и единой системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации и на курсах гражданской обороны (далее — Примерная программа) является одним из составляющих элементов единой системы подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Примерная программа регламентирует обучение в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций лиц, на которых возложена ответственность за организацию и выполнение всего комплекса мероприятий гражданской обороны и задач по предупреждению чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий.

В Примерной программе изложены организация обучения и методика его проведения, требования к уровню знаний, умений и навыков слушателей, прошедших обучение, наименования тем занятий и их содержание, количество часов, отводимое на изучение Программы в целом и каждой темы в отдельности.

II. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ

1. Обучение должностных лиц, работников и специалистов гражданской обороны (далее — ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) организуется на основании федеральных законов «О гражданской обороне» и «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», постановлений Правительства Российской Федерации от 24 июля 1995 г . № 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций», от 2 ноября 2000 г . № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны», приказов и указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и осуществляется в Учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее — УМЦ ГОЧС) и на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее — курсы ГО).

2. Перечень должностных лиц и работников гражданской обороны, подлежащих обучению в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО определяется приказом МЧС России. 3. Для повышения эффективности обучения учебные группы комплектуются преимущественно из лиц одной или родственных категорий обучаемых, с учетом уровня их подготовки. Количество слушателей в группе не должно превышать 25 человек. Для проведения занятий по специальным

Темам и практических занятий разрешается учебную группу делить на подгруппы численностью 12-13 человек. При проведении занятий в форме деловых игр допускается деление группы на подгруппы, численность которых определяется штатной структурой соответствующего органа управления ГО (РСЧС) и замыслом используемой формы обучения.

4. Продолжительность учебных занятий с преподавателем в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО — 6 учебных часов (по 45 минут). Кроме того, ежедневно (кроме предвыходных и предпраздничных дней) предусматривается 3 часа на самостоятельную работу слушателей. Часы самоподготовки используются для изучения учебно-методических пособий, работы с приборами, консультаций, а также просмотра учебных кинофильмов.

5. В целях сокращения материальных затрат и времени на проезд обучаемых, которые подлежат обучению в УМЦ ГОЧС и на курсах ГО, разрешается проводить их обучение методом сбора с выездом преподавателей УМЦ ГОЧС и курсов ГО в другие города и районы субъекта Российской Федерации.

6. Обучение председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям муниципальных образований, а также начальников гражданской обороны и председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям организаций, по решению руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, может проводиться с частичным отрывом от работы. Эта форма обучения предполагает очно-заочное обучение. При этом очные занятия планируются и проводятся из расчета 6 учебных часов в день. Остальное время обучаемые используют для решения служебных задач.

Для организации занятий по такой форме обучения комплектуется группа, состав которой утверждает руководитель исполнительного органа субъекта Российской Федерации. За месяц до проведения занятий слушателям направляется развернутая программа обучения, расписание очных занятий, методические и справочные материалы для самостоятельной работы, а также темы индивидуальных заданий. Очные занятия планируются по наиболее сложным

Темам из расчета: лекции — 20-25% учебного времени, семинары, групповые и практические занятия — 70-75% учебного времени. Срок проведения очных занятий — шесть учебных дней (36 учебных часов).

7. Начальники служб гражданской обороны муниципальных образований и организаций, а также руководители формирований ГО по специальной подготовке могут готовиться методом сборов, которые организуются и проводятся соответствующими вышестоящими начальниками служб ГО. Для каждого сбора разрабатываются специальные программы в объеме 36 часов. Занятия проводятся на учебно-материальной базе УМЦ ГОЧС или непосредственно на объектах, по профилю службы.

8. На всех занятиях с использованием имитационных средств и радиоактивных источников руководитель несет ответственность за соблюдение мер безопасности.

9. В целях усиления практической направленности обучения, темы №№ 5, 21, 22, 26 Примерной программы отрабатываются на учебно-материальной базе объектов. Объекты определяются решением начальников гражданской обороны (председателей комиссий по чрезвычайным ситуациям) субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

10. Обучение слушателей завершается сдачей зачета. Прием зачетов проводится комиссией, назначаемой в составе: председателя — начальника УМЦ ГОЧС (курсов ГО) или его заместителя; членов комиссии — преподавателя, закрепленного за учебной группой, работника органа управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям и других специалистов. 11. Начальнику гражданской обороны субъекта Российской Федерации предоставляется право, при необходимости, включать в содержание тем новые вопросы, перераспределять учебное время на изучение отдельных тем, исходя из местных особенностей и степени подготовленности обучаемых, уточнять формы и методы проведения занятий, а также последовательность изучения тем, без сокращения общего количества часов, определенных настоящей Примерной программой. 12. Должностные лица и специалисты гражданской обороны и РСЧС, прошедшие обучение, должны знать:

требования нормативных правовых документов по организации и проведению мероприятий гражданской обороны и мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

структуру и задачи гражданской обороны и звена РСЧС (субъекта РФ, города, района, организации), содержание и методику разработки и планирования мероприятий гражданской обороны, мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

состав, задачи, возможности и порядок применения сил гражданской обороны и РСЧС (субъекта РФ, муниципального образования и организации), а также мероприятия по обеспечению их постоянной готовности;

виды чрезвычайных ситуаций, причины их возникновения, основные характеристики, характерные особенности экологической и техногенной обстановки в регионе и на территории (субъекта РФ, муниципального образования);

порядок проведения специальной и санитарной обработки, дозиметрического и химического контроля;

порядок создания в целях гражданской обороны и РСЧС запасов финансовых, материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, их объемы, условия содержания и пополнения;

организацию и порядок взаимодействия между территориальными и объектовыми органами управления и силами ГО и РСЧС;

организацию и порядок проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) при ликвидации чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

организацию и порядок обучения населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

организацию, формы и методы пропаганды знаний в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций среди населения;

уметь:

разрабатывать планирующие документы в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

анализировать, оценивать обстановку и принимать решения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций в объеме занимаемой должности;

организовывать проведение АСДНР, осуществлять управление подчиненными силами при выполнении работ;

организовывать проведение мероприятий по предоставлению населению убежищ, средств индивидуальной защиты, эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, первоочередному обеспечению пострадавшего населения;

организовывать и осуществлять безопасную эксплуатацию опасных производственных систем и объектов;

организовывать и проводить подготовку подчиненных органов управления, должностных лиц, формирований ГО и РСЧС, а также обучение населения в области гражданской обороны и защиты в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

осуществлять меры по выполнению заданий мобилизационного плана в области гражданской обороны;

быть ознакомлены с:

деятельностью органов управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям, оснащением и сроками их готовности при различных режимах функционирования РСЧС и степенях готовности гражданской обороны;

принципами построения и функционированием систем управления, связи и оповещения, работой дежурно-диспетчерской службы;

организацией взаимодействия с частями и подразделениями Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для решения задач гражданской обороны и защиты населения в чрезвычайных ситуациях;

реализацией государственных и территориальных целевых программ, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций, снижение ущерба от них, защиту населения;

проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по обобщению и распространению передового опыта в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций;

материально-технической и учебной базой гражданской обороны.

III. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Тема № 1. Организационные основы гражданской обороны, нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны

Понятие гражданской обороны, ее роль и место в общей системе национальной безопасности. Гуманитарная направленность гражданской обороны. Основы государственной политики в области гражданской обороны. Нормативное правовое регулирование в области гражданской обороны. Принципы организации и ведения гражданской обороны. Задачи и организационная структура гражданской обороны. Степени готовности гражданской обороны и их краткая характеристика.

Тема № 2. Характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий

Ядерное оружие и его поражающие факторы.

Химическое оружие, классификация и краткая характеристика отравляющих веществ. Проблемы хранения и уничтожения запасов ОВ.

Бактериологическое (биологическое) оружие, краткая характеристика токсинов и болезнетворных микробов.

Обычные средства нападения, высокоточное оружие. Вторичные факторы поражения.

Тема № 3. Планирование мероприятий гражданской обороны. Содержание и разработка плана гражданской обороны объекта (плана службы ГО)

Назначение плана ГО объекта (службы ГО), требования, предъявляемые к его разработке, исходные данные для планирования мероприятий ГО и этапы разработки плана, порядок утверждения.

Корректировка, хранение и порядок работы с документами плана ГО.

Изучение и обсуждение плана ГО на примере одной из существующих организаций (объектов) или служб.

Тема № 4. Перевод ГО объекта с мирного на военное положение. Основные нормативные правовые документы, регламентирующие перевод ГО объекта с мирного на военное положение. Порядок и последовательность перевода гражданской обороны объекта с мирного на военное положение.

Основные мероприятия ГО, выполняемые по степеням готовности. Организация и временные показатели их выполнения. Работа должностных лиц при переводе ГО объекта с мирного на военное положение. Ввод в действие планов ГО военного времени.

Тема № 5. Организация управления, связи и оповещения в системе ГО объекта. Порядок работы должностных лиц и органов управления по делам ГОЧС объекта по организации управления, связи и оповещения в системе ГО.

Пункты управления, их предназначение, оборудование, размещение и организация работы на них. Порядок работы дежурных смен, их обязанности. Меры, повышающие устойчивость управления ГО.

Организация связи, использование государственных, ведомственных и коммерческих сетей связи в интересах управления ГО.

Принципы построения и использования территориальных систем централизованного оповещения. Средства и порядок оповещения. Локальные системы оповещения.

Состав, назначение и задачи службы связи и оповещения в организациях.

Тема № 6. Порядок создания и применения гражданских организаций гражданской обороны. Нормативное правовое регулирование по созданию и применению гражданских организаций гражданской обороны (далее — формирований ГО). Предназначение и порядок создания формирований ГО. Виды и организационная структура территориальных и объектовых формирований ГО.

Потребность в формированиях ГО, комплектование их личным составом. Обеспечение формирований ГО техникой и имуществом.

Порядок подготовки формирований ГО и проверки их готовности к выполнению задач. Организация применения формирований ГО.

Тема № 7. Нормативное правовое регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Задачи, принципы построения и функционирования РСЧС

Основные требования Конституции Российской Федерации, законодательства Российской Федерации и других нормативных правовых актов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Основные принципы ее построения, роль, задачи и структура. Нормативное правовое обеспечение деятельности РСЧС.

Комиссии по чрезвычайным ситуациям, их назначение, задачи, структура и порядок работы.

Тема № 8. Чрезвычайные ситуации природного характера, присущие субъекту Российской Федерации. Возможные последствия их возникновения

Стихийные бедствия, аварии и катастрофы, характерные для данной территории (региона), их возможные последствия для экономики и населения. Основные меры по предупреждению или смягчению возможных последствий ЧС природного характера.

Организация санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий в зонах природных ЧС.

Тема № 9. Чрезвычайные ситуации техногенного характера, возникновение которых возможно на территории субъекта Российской Федерации. Причины и последствия их возникновения

Техногенная безопасность как состояние защищенности населения и территорий от последствий чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Внутренние и внешние источники техногенных угроз, характерных для субъекта Российской Федерации.

Химически опасные, радиационно-опасные, пожаро(взрыво)-опасные объекты региона. Возможные причины и последствия возникновения аварий и катастроф на них. Основные мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Тема № 10. Потенциально опасные производственные объекты, расположенные на территории субъекта Российской Федерации. Организация их лицензирования, декларирования и страхования Нормативное правовое регулирование промышленной безопасности опасных производственных объектов. Виды и характер опасных производств, расположенных на территории субъекта Российской Федерации.

Лицензирование видов деятельности в области промышленной безопасности. Требования промышленной безопасности к проектированию, строительству, приемке в эксплуатацию и к эксплуатации опасного производственного объекта. Разработка декларации промышленной безопасности. Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации объекта.

Тема № 11. Планирование мероприятий защиты населения и территорий от ЧС. Содержание и разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС

Цели и виды планирования, требования к планированию мероприятий защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Структура и содержание основных планирующих документов.

План действий по предупреждению и ликвидации ЧС, порядок его разработки, согласования и доведение до исполнителей.

Тема № 12. Режимы функционирования РСЧС, их установление и проводимые по ним мероприятия. Действия должностных лиц РСЧС при различных режимах функционирования РСЧС

Режимы функционирования РСЧС, их установление и основные мероприятия, проводимые по ним.

Обязанности и действия председателя и членов КЧС при различных режимах функционирования РСЧС.

Обязанности и действия председателя и членов комиссии по эвакуации населения в различных режимах функционирования РСЧС.

Обязанности и действия председателя и членов комиссии по устойчивости функционирования отраслей экономики (организаций) и жизнеобеспечения населения (работников организаций) в различных режимах функционирования РСЧС.

Обязанности и действия сотрудников органа управления по делам ГОЧС (структурного подразделения, специально уполномоченного решать задачи ГО) при различных режимах функционирования РСЧС.

Тема № 13. Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям. Назначение, задачи и состав комиссии по чрезвычайным ситуациям. Правовые основы деятельности КЧС. Примерное Положение о КЧС.

Планирование работы КЧС (перспективное и текущее). Перечень разрабатываемых документов.

Порядок проверки организаций в области защиты от ЧС.

Тема № 14. Организация создания, использования и пополнения запасов (резервов) материально-технических, продовольственных, медицинских, финансовых и иных средств в интересах ГО и ликвидации последствий ЧС

Материально-техническое обеспечение мероприятий ГО и РСЧС, его цели и задачи. Виды материально-технического обеспечения. Службы и формирования ГО и РСЧС, предназначенные для материального обеспечения, их состав и задачи.

Цели и задачи технического обеспечения мероприятий ГО и РСЧС.

Медицинские средства защиты, их состав, порядок накопления, хранения и выдачи.

Порядок создания и использования резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС, запасов материально-технических, медицинских, продовольственных и иных средств в интересах ГО.

Перечень имущества ГО, хранящегося на складах. Пополнение резервов, предназначенных на проведение мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций. Требования нормативных правовых документов по использованию имущества для профилактических мероприятий. Организация количественного и качественного учета. Техническое обеспечение, консервация при длительном хранении. Сроки освежения, проведения лабораторных испытаний.

Тема № 15. Воздействие на человека и объекты поражающих (негативных) факторов, характерных для военных действий и чрезвычайных ситуаций

Поражающие факторы ядерного оружия, их воздействие на объекты и человека. Понятие о дозах излучения и мощности дозы.

Поражающие факторы химического оружия. Характеристика зон химического заражения и очагов химического поражения. Предельно допустимые и поражающие концентрации, пороговые и смертельные токсодозы.

Поражающие факторы биологического оружия. Классификация инфекционных болезней, действие на людей болезнетворных микробов и токсинов. Способы массового заражения населения. Характеристика очагов биологического поражения.

Воздействие поражающих факторов обычных средств нападения.

Возможные последствия радиационных аварий и катастроф на потенциально опасных объектах. Допустимые дозы облучения для людей, допустимые уровни загрязнения различных объектов и поверхностей, продуктов питания, фуража и воды.

Номенклатура АХОВ, используемых в опасных производствах, их классификация. Воздействие токсических свойств основных АХОВ на производственный персонал и население в санитарно-защитной зоне.

Тема № 16. Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях

Занятие 16.1. Прогнозирование и оценка обстановки в интересах подготовки к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей, а также территории от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях

Сущность, порядок и методика прогнозирования и оценки обстановки. Исходные данные для прогнозирования и оценки обстановки в интересах защиты населения и территорий.

Задачи, силы, средства и организация разведки в очагах поражения и районах ЧС.

Оценка радиационной обстановки.

Оценка химической обстановки.

Оценка инженерной и пожарной обстановки.

Оценка медицинской обстановки.

Оценка обстановки при аварии на химически (радиационно-) опасном объекте.

Занятие 16.2 Приборы радиационной, химической разведки и дозиметрического контроля. Классификация приборов радиационной разведки (РР) и дозиметрического контроля (ДК). Принцип действия и основные характеристики приборов РР и ДК, состоящих на оснащении формирований ГО, подготовка их к работе, проверка работоспособности. Практическая работа с приборами РР и ДК. Приборы химической разведки (ХР), их принцип действия и основные характеристики. Подготовка приборов ХР к работе, определение в атмосфере отравляющих веществ и аварийных химически опасных веществ. Практическая работа с приборами химической разведки.

Тема № 17. Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях

Занятие 17.1. Основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий, вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях. Организация радиационной, химической и медико-биологической защиты (РХБЗ) населения. Общие понятия, основные принципы и способы защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях, Защита от ионизирующих излучений, режимы радиационной защиты. Организация дозиметрического контроля. Защита от АХОВ. Организация химического контроля в очаге заражения.

Биологическая защита населения. Осуществление санитарно-эпидемиологического надзора на территории (объекте).

Медицинская защита производственного персонала и населения в ЧС.

Классификация средств индивидуальной защиты, организация хранения и поддержания в готовности к выдаче населению.

Занятие 17.2. Инженерная защита населения и персонала организаций. Инженерная защита. Современная нормативная правовая база в области инженерной защиты. Требования Норм проектирования инженерно-технических мероприятий ГО и предупреждения чрезвычайных ситуаций (ИТМ ГОЧС) к инженерной защите населения и территорий. Классификация защитных сооружений (ЗС) ГО, их устройство и внутреннее оборудование. Быстровозводимые убежища. Противорадиационные укрытия. Простейшие укрытия. Порядок приведения ЗС ГО в готовность к приему укрываемых. Порядок укрытия населения и персонала объектов экономики в военное время. Содержание и использование ЗС ГО в мирное время. Организация укрытия населения в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Занятие 17.3. Защита населения путем эвакуации. Организация эвакуации населения. Эвакуационные комиссии, их задачи, состав и порядок создания. Планирование эвакомероприятий. Проведение эвакуации в период угрозы нападения противника и в чрезвычайных ситуациях.

Обеспечение эвакомероприятий: транспортное, медицинское, охрана общественного порядка, связь и оповещение, организация питания и обогрева.

Организация работы сборного (приемного) эвакуационного пункта, его оборудование, распределение обязанностей должностных лиц, порядок регистрации и отправки населения.

Организация и поддержание взаимодействия эвакоорганов категорированных городов и сельских районов. Особенности организации и проведения эвакомероприятий в мирное время при стихийных бедствиях, авариях и катастрофах.

Тема № 18. Действия должностных лиц ГО и РСЧС по организации оповещения населения (работников объекта), обеспечения средствами индивидуальной защиты, выполнения инженерных и медицинских мероприятий защиты, а также эвакуации при ведении военных действий и чрезвычайных ситуациях. Порядок оповещения подчиненных штабов ГО, органов управления по делам ГОЧС (структурных подразделений ГО организаций) и служб об угрозе опасностей военных действий и чрезвычайных ситуаций.

Очередность и порядок проведения инженерных, медицинских и эвакуационных мероприятий защиты населения и объектов от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях.

Обязанности должностных лиц ГО и РСЧС, органов управления по делам ГОЧС (структурных подразделений ГО организаций) и служб по выполнению инженерных, медицинских и эвакуационных мероприятий защиты. Действия должностных лиц ГО и РСЧС, органов управления по делам ГОЧС (структурных подразделений ГО организаций) и служб по сигналам ГО. Действия должностных лиц и производственного персонала по сигналам ГО на объекте в рабочее и нерабочее время.

Тема № 19. Организация пожарной безопасности и противопожарной защиты в организации (на объекте). Причины возникновения, характеристика и виды пожаров. Технические средства пожаротушения (современные), их классификация и возможности. Первичные средства пожаротушения и порядок их использования.

Мероприятия, проводимые в целях повышения противопожарной безопасности организаций (объектов). Планирование противопожарных мероприятий гражданской обороны на объекте.

Назначение, задачи и организация противопожарной службы и ее формирований.

Тема № 20. Организация и проведение специальной обработки. Сущность и способы частичной и полной специальной обработки. Понятие о дезактивации, дегазации и дезинфекции. Вещества, растворы и технические средства, применяемые для этих целей.

Действия формирований ГО при проведении обеззараживания. Меры безопасности.

Санитарная обработка личного состава формирований ГО и населения. Действия формирований ГО по организации и проведению полной санитарной обработки.

Тема № 21. Участие должностных лиц ГО и РСЧС в мероприятиях по предупреждению и смягчению последствий террористических и диверсионных актов

Нормативные правовые основы по защите населения от терроризма. Общественная опасность терроризма.

Виды террористических и диверсионных актов, их общие и отличительные черты, способы осуществления. Оценка риска их возникновения, материальный и моральный ущерб. Мероприятия по снижению риска и смягчению последствий террористических и диверсионных актов. Получение информации об угрозе террористического или диверсионного акта, порядок действия должностных лиц ГО и РСЧС, дежурно-диспетчерских служб.

Порядок и рекомендуемая зона эвакуации персонала организации (объекта). Правила и порядок поведения населения при угрозе или осуществлении террористического акта.

Снятие возникшего стресса, выработка психологической устойчивости.

Тема № 22. Действия должностных лиц ГО и РСЧС, личного состава гражданских организаций гражданской обороны и формирований РСЧС по приведению формирований ГО и РСЧС в готовность

Понятие о готовности формирований ГО и РСЧС, степени их готовности, порядок приведения в готовность.

Порядок и сроки оповещения, сбора личного состава, получения табельного имущества, средств индивидуальной защиты, выдвижения в район расположения.

Обязанности начальника ГО (председателя КЧС), начальника (руководителя) органа управления по делам ГОЧС (структурного подразделения ГО), начальника службы ГО, руководителя формирования при приведении формирований ГО и РСЧС в готовность. Мероприятия, проводимые в целях повышения готовности формирований ГО и РСЧС. Практические действия должностных лиц ГО и РСЧС при приведении формирований в готовность.

Тема № 23. Организация и проведение аварийно-спасатель-ных и других неотложных работ (АСДНР). Общие положения по организации и проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР). Обязанности должностных лиц ГО по организации и ведению АСДНР в очагах ядерного поражения, химического и биологического заражения.

Организация и ведение разведки очагов поражения, районов стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Оценка обстановки и принятие решения на организацию АСДНР. Определение состава и численности группировки сил и средств, привлекаемых для проведения АСДНР, организация управления. Организация комендантской службы в очагах поражения, районах стихийных бедствий, аварий и катастроф.

Организация взаимодействия между формированиями ГО и РСЧС, воинскими частями и подразделениями войск ГО, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований, привлекаемых для проведения АСДНР.

Тема № 24. Действия руководителей формирований ГО и РСЧС при организации и проведению АСДНР

Получение и уяснение задачи на проведение АСДНР в очаге поражения (районе чрезвычайной ситуации), оценка обстановки, принятие решения, распределение основных сил и средств.

Порядок разработки и содержание приказа (распоряжения) на проведение АСДНР. Доведение задач до исполнителей. Выбор маршрута движения, порядок построения колонны, организация движения, управление формированием ГО на марше.

Организация выдвижения формирования ГО к очагу поражения. Разведка участка ведения работ и ведение АСДНР.

Организация взаимодействия с другими формированиями ГО и РСЧС, воинскими частями и подразделениями войск ГО, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований.

Смена и вывод формирования ГО из очага поражения. Организация и проведение специальной и санитарной обработки техники и личного состава. Восстановление готовности формирования ГО к дальнейшим действиям.

Тема № 25. Организация всестороннего обеспечения формирований ГО и РСЧС и взаимодействия между ними в ходе АСДНР

Основные составляющие всестороннего обеспечения действий формирований ГО и РСЧС в ходе АСДНР и их краткая характеристика.

Особенности организации материально-технического обеспечения при проведении АСДНР.

Определение основ взаимодействия при проведении АСДНР, оформление решения о порядке взаимодействия на картах и в других документах по взаимодействию. Практическое доведение намеченного порядка взаимодействия до подчиненных.

Тема № 26. Организация защиты личного состава формирований ГО и РСЧС при проведении АСДНР. Цель и основные мероприятия по защите личного состава. Обязанности руководителя формирования ГО по организации и выполнению мероприятий по защите личного состава.

Порядок и способы рассредоточения личного состава и техники в загородной зоне, инженерное оборудование районов, занимаемых формированиями ГО. Организация разведки.

Использование защитных свойств местности, коллективных и индивидуальных средств защиты, средств связи и оповещения. Организация дозиметрического, химического и биологического контроля.

Проведение противоэпидемических, санитарно-гигиенических и специальных профилактических мероприятий.

Тема № 27. Действия начальников служб ГО по обеспечению проведения мероприятий ГО. Основные нормативные правовые документы, регламентирующие перевод службы ГО с мирного на военное время.

Обязанности начальников служб (исходя из предназначения) по выполнению мероприятий ГО. Организация управления службой (службами) по обеспечению проведения мероприятий ГО.

Тема № 28. Общие понятия об устойчивости работы объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Факторы, влияющие на устойчивость этих объектов

Понятие устойчивости функционирования отраслей и объектов экономики в военное время и основные пути ее повышения. Факторы, влияющие на устойчивость объектов в условиях военного времени.

Основные направления деятельности органов местного самоуправления, администрации организаций по разработке и осуществлению мероприятий по повышению устойчивости работы организаций (объектов экономики), жизнеобеспечения населения и производственного персонала.

Организация и порядок проведения исследования устойчивости работы объекта.

Тема № 29. Прогнозирование и оценка устойчивости функционирования объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Исходные положения для прогнозирования и оценки устойчивости функционирования объекта.

Методика оценки устойчивости работы объекта к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва.

Методика оценки устойчивости работы объекта к воздействию вторичных поражающих факторов.

Методика оценки устойчивости работы объекта к воздействию обычных средств поражения.

Оценка химической обстановки при разрушении (аварии) объектов, имеющих АХОВ.

Тема № 30. Мероприятия и способы повышения устойчивости работы объектов экономики и жизнеобеспечения населения. Сущность организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий, направленных на повышение устойчивости. Защита производственного персонала объекта, оценка надежности его защиты.

Повышение устойчивости зданий и сооружений. Защита технологического оборудования.

Повышение надежности систем электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения.

Повышение противопожарной устойчивости зданий, коммуникаций, технологического процесса.

Специальные мероприятия повышения устойчивости при воздействии вторичных поражающих факторов.

Обеспечение надежности управления и материально-технического снабжения. Светомаскировка объекта.

Подготовка объекта к восстановлению нарушенного производства и переводу на режим работы военного времени.

Тема № 31. Нормативное правовое регулирование по организации и осуществлению обучения населения в области ГО и защиты от ЧС

Сущность и задачи обучения населения Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС. Нормативная правовая база по организации и осуществлению обучения населения в области ГО и защиты от ЧС. Основные положения нормативных документов.

Структура единой государственной системы подготовки населения Российской Федерации в области ГО и защиты от ЧС, перечень лиц (групп населения), подлежащих обучению.

Состав учебно-материальной базы для обучения в области гражданской обороны и защиты от ЧС. Назначение основных элементов и требования, предъявляемые к ним.

Тема № 32. Организация обучения работников организаций в области ГО и защиты от ЧС, а также подготовки гражданских организаций гражданской обороны. Планирующие и отчетные документы

Планирование и организация обучения должностных лиц и специалистов ГО и РСЧС, руководителей и личного состава гражданских организаций гражданской обороны, а также производственного персонала организации. Документы по планированию и учету обучения, их содержание и порядок ведения.

Оценочные показатели состояния обученности работников организаций в области ГО и защиты от ЧС.

Тема № 33. Организация и проведение учений и тренировок по ГО и защите от ЧС.

Виды учений и тренировок, основы их организации и проведения.

Сущность и цели городских (районных) командно-штабных учений (КШУ). Подготовка учений, разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.

Сущность и цели тактико-специальных учений (ТСУ). Подготовка ТСУ. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения.

Сущность и цели комплексного учения (КУ). Подготовка КУ. Руководство учением. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения учения. Критерии оценки учения. Разбор КУ.

Сущность и цели объектовых тренировок. Подготовка объектовой тренировки. Руководство тренировкой. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения объектовой тренировки.

Сущность и цели проведения «Дня защиты детей» в учреждениях среднего общего и профессионального образования. Планирование и подготовка. Разработка учебно-методических документов. Методика проведения «Дня защиты детей».

Тема № 34. Организация работы органа управления по делам ГОЧС (структурного подразделения ГО). Порядок разработки планирующих и отчетных документов повседневной деятельности

Основные нормативные правовые документы, определяющие порядок работы органов управления по делам ГОЧС (структурных подразделений ГО). Задачи и основные функции.

Планирующие и отчетные документы, разрабатываемые органами управления по делам ГОЧС (структурными подразделениями ГО), их содержание и предъявляемые к ним требования.

Практическая разработка документов.

Тема № 35. Пропаганда социально-экономической значимости мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС в современных условиях

Задачи и содержание пропаганды мероприятий ГО и защиты от ЧС. Организация пропаганды среди населения. Планирование пропаганды, ее организаторы и исполнители, формы и методы. Использование средств массовой информации в пропаганде. Технические средства пропаганды.

Учет специфики и особенностей территории и групп населения при организации и осуществлении пропаганды.

Тема № 36. Порядок финансирования мероприятий ГО и защиты населения и территорий от ЧС. Организация отчетности за использование финансовых средств, выделенных на эти цели

Планирование бюджетных и иных финансовых средств на выполнение мероприятий ГО и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Порядок выделения финансовых средств на выполнение мероприятий гражданской обороны и защиты от ЧС. Перечень, порядок разработки и представления необходимых документов, подтверждающих факт чрезвычайной ситуации и размер затрат на ликвидацию ее последствий.

Ведение учета, отчетности и финансового контроля за расходованием средств по мероприятиям гражданской обороны, предупреждения и ликвидации ЧС.