Информационно-поисковая система
Компьютерной выставки МЧС России
МЧС России

Слоган Информационно-поисковой системы МЧС России

 
 
Компьютерная выставка МЧС России
Пожарная безопасность
Гражданская защита
Предупреждение и ликвидация ЧС
Организация управления
Страхоание рисков
Подготовка кадров
Международное сотрудничество
Межведомственное взаимодействие
Нормативно-правовая база
Коллективные стенды
Главная страница
Новости науки и техники

Мультимедийный каталог оборудования

полезные ссылки:
Сайт МЧС России
www.mchs.gov.ru


Сайт Академии ГПС МЧС России
www.ipb.mos.ru


Сайт ОАО Арсенал-Спасения
www.arspas.ru

build_links(); ?>
ForeverLinks(); ?> GetLinks(3, '
'); ?>
build_links(); ?>
Нормативно-правовая база
Инструкция по инспектированию и проверке деятельности органов специально уполномоченных решать задачи ГО

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧС

- Международное законодательство

- Российское законодательство
- Законы РФ
- Указы президента РФ
- Постановления правительства РФ
- Приказы, распоряжения МЧС России
- ГОСТы
- Постановления, распоряжения субъектов РФ
- Другие документы


- Нормативно-методические документы

- Программы обучения

ГРАЖДАНСКАЯ ЗАЩИТА

- Международное законодательство

- Российское законодательство
- Законы РФ
- Указы президента РФ
- Постановления правительства РФ
- Приказы, распоряжения МЧС России
- ГОСТы
- Постановления, распоряжения субъектов РФ
- Другие документы


- Нормативно-методические документы

- Программы обучения

ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

- Международное законодательство

- Российское законодательство
- Законы РФ
- Указы президента РФ
- Постановления правительства РФ
- Приказы, распоряжения МЧС России
- ГОСТы
- Постановления, распоряжения субъектов РФ
- Другие документы


- Нормативно-методические документы

- Программы обучения

Инструкция по инспектированию и проверке деятельности органов специально уполномоченных решать задачи ГО

  Утверждена приказом МЧС России

от 10 июня 1998 г . № 363

ИНСТРУКЦИЯ ПО ИНСПЕКТИРОВАНИЮ И ПРОВЕРКЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ, СПЕЦИАЛЬНО УПОЛНОМОЧЕННЫХ РЕШАТЬ

ЗАДАЧИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАДАЧИ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В СОСТАВЕ ИЛИ ПРИ ОРГАНАХ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДОВ, ОТНЕСЕННЫХ К ГРУППАМ ПО ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ, МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СОСТАВЕ ЭТИХ ГОРОДОВ

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая Инструкция устанавливает порядок инспектирования и проверки деятельности органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской оборони, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, муниципальных образованиях в составе этих городов (далее именуются - органы управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления) по выполнению задач, возложенных на них соответствующими положениями об органах управления ГОЧС, утвержденных установленным порядком.

1.2. Инспектирование* органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления осуществляется специализированными надзорными и контрольными органами МЧС России с участием заинтересованных структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствии стихийных бедствий (далее именуются - региональные центры).

Инспектирование органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления** может проводиться как самостоятельное мероприятие, так и в ходе инспектирования деятельности органов и сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, территориальных подсистем РСЧС, звеньев территориальной подсистемы РСЧС.

Главной целью инспектирования является контроль и оценка деятельности органов управления ГОЧС за соблюдением установленных государством правил, государственных стандартов гражданской обороны и системы "Безопасность в чрезвычайных ситуациях" (далее именуется государственных стандартов ГО БЧС), нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по выполнению функциональных задач, возложенных на них соответствующими положениями об :этих органах управления ГОЧС.

1.3. Проверки органов управления ГОЧС субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления организуются и проводятся по планам МЧС России и региональных центров, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления (соответствующих начальников гражданской обороны) в порядке осуществления возложенных на них управленческих и контрольных функций по руководству органами гражданской обороны, территориальными подсистемами, звеньями территориальных подсистем РСЧС и для оказания практической помощи проверяемым органам управления ГОЧС в решении назревших проблем.

Главной целью проверки является контроль и оценка деятельности за выполнением органами управления ГОЧС управленческих решений, возложенных на них соответствующими положениями об этих органах управления. функциональных задач по осуществлению мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению деятельности территориальных подсистем (звеньев территориальных подсистем) РСЧС.

Проверки проводятся комиссиями, имеющими в своем составе соответственно представителей руководящего состава, сотрудников структурных подразделений центрального аппарата МЧС России, региональных центров, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и вышестоящих органов управления ГОЧС при проверке подчиненных органов управления ГОЧС.

Проверки органов управления ГОЧС могут проводиться как самостоятельное мероприятие, так и в ходе проверки деятельности органов управления и сил гражданской обороны субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, территориальных подсистем РСЧС. звеньев территориальной подсистемы РСЧС.

1.4. Предметом инспектирования и проверки является деятельность органов управления ГОЧС по планированию, разработке и организации выполнения задач в области гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению деятельности территориальных подсистем (звеньев территориальных подсистем) РСЧС, способности привести себя в установленные степени готовности к выполнению задач в мирное и военное время, по выполнению мобилизационных задач, мероприятий оперативной подготовки, а также состояние вооружения и военной техники, морально-психологическое состояние военнослужащих и гражданского персонала, состояние воинской и трудовой дисциплины, правовой работы и других задач, возложенных на органы управления ГОЧС соответствующими положениями об этих органах управления.

1.5. Инспектирование и проверки, как правило, проводятся комплексно по всем вопросам, указанным в Разделе II (или большинству из настоящей Инструкции, с проведением штабных тренировок, штабных учений, групповых упражнений, летучек). По решению руководства МЧС России, регионального центра может проводиться целевое инспектирование и целевые проверки по отдельным вопросам и отдельным направлениям деятельности органов управления ГОЧС.

В год проведения инспектирования и проверки орган управления ГОЧС не привлекается к итоговым (контрольным) проверкам.

1.6. Для проведения инспектирования и проверки разрабатывается Программа инспектирования (проверки), в которой отражаются: цель инспектирования (проверки), основные вопросы инспектирования (проверки), перечень элементов инспектирования (проверки), сроки, продолжительность и последовательность инспектирования (проверки), подвергающиеся инспектированию (проверке) органы управления ГОЧС, перечень и сроки практических мероприятий, осуществляемых в ходе проверки (учения и тренировки, практические мероприятия по приведению органов управления ГОЧС в соответствующие степени боевой готовности (готовности), по мобилизационным вопросам и т.п.).

Программа инспектирования и состав комиссии утверждаются Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или первым заместителем Министра.

Программа проверки и состав комиссии могут утверждаться соответственно Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его заместителями, начальником регионального центра, начальником гражданской обороны субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Программа инспектирования или проверки и состав комиссии, не позднее, чем за 20 дней до начала работы комиссии, доводится до руководства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и не менее чем за 15 дней до органов местного самоуправления, органы управления ГОЧС которых подлежат инспектированию или проверке. При необ-ходимости, с учетом предложений руководства органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления отдельные позиции Программы могут быть уточнены но прибытию комиссии на место.

1.7. При подготовке к инспектированию или проверке члены комиссии обязаны изучить Программу инспектирования (проверки), имеющиеся отчетные и другие материалы о структуре и деятельности проверяемой территориальной подсистемы РСЧС (звене территориальной подсистемы РСЧС), о состоянии решения вопросов гражданской обороны, структуру, штаты по должностям военнослужащих, штатные перечни должностей работников проверяемых органов управления ГОЧС и не позднее, чем за неделю до выезда на инспектирование или проверку разработать личный (для руководителей групп - групповой) план работы в комиссии и представить его на утверждение председателю комиссии.

За неделю до выезда на инспектирование или проверку председателем комиссии проводится общий инструктаж, на котором проверяется готовность членов комиссии к работе, уточняются сроки и порядок информирования руководства комиссии о ходе инспектирования или проверки, а так же вопросы, подлежащие обязательному изложению в итоговом документе.

1.8. Результаты инспектирования или проверки органов управления ГОЧС органов местного самоуправления, включенных наряду с органом управления ГОЧС субъекта Российской Федерации в перечень инспектируемых (проверяемых), по согласованию с председателем комиссии, могут объявляться лицами, осуществляющими инспектирование или проверку, на проводимых ими по окончании инспектирования или проверки частных разборах.

Общие результаты инспектирования или проверки органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления) докладываются председателем комиссии главе органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (руководителю органа местного самоуправления) и с участием председателя и членов комиссий по чрезвычайным ситуациям (далее именуется - КЧС), органов гражданской обороны, других заинтересованных органов управления рассматриваются на итоговом совещании. Порядок его проведения определяется председателем комиссии совместно с руководством органа исполнительной власти субъекта Российский Федерации (органа местного самоуправления).

1.9. По итогам инспектирования или проверки органа управления ГОЧС комиссией на месте составляется акт, в котором отражается оценка его деятельности по вопросам, предусмотренным Программой инспектирования (проверки), излагаются общие выводы, выявленные проблемы и вытекающие из них предложения.

Акт подписывается председателем комиссии, согласовывается с главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (руководителем органа местного самоуправления) и представляется на утверждение: по результатам инспектирования Министру Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, по результатам проверки должностному лицу, утвердившему программу проверки и состав комиссии. К акту прилагается оценочная ведомость. Копия утвержденного акта высылается проверяемому органу управления ГОЧС.

1.10. На основе результатов инспектирования или проверки органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации (органа местного самоуправления), выводов и предложений, содержащихся в акте, органом управления ГОЧС разрабатываются План (перечень) мероприятий по устранению имеющихся недостатков, решению назревших проблем и совершенствованию функционирования органа управления ГОЧС, который согласовывается с на-чальником регионального центра (вышестоящего органа управления ГОЧС) и утверждается главой органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (руководителем органа местного самоуправления). Копия Плана высылается должностному лицу, утвердившему программу инспектирования или проверки.

2. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ИНСПЕКТИРОВАНИЯ ИЛИ ПРОВЕРКИ И ПОРЯДОК ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ)

Основные вопросы инспектирования или проверки:

организация работы по выполнению требований законодательства Российской Федерации, указов Президента Российской Федерации, постановлении и распоряжении Правительства Российской Федерации, государственных стандартов системы ГО и ЧС, иных нормативных правовых актов, разработке планирующих и иных документов по вопросам гражданской обороны, и предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и организация контроля их исполнения;

организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

обеспечение готовности системы управления, связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

организация создания и работы автоматизированной информационно-управляющей системы РСЧС;

организация работы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, по наблюдению и контролю за экологическим состоянием окружающей среды, по содержанию в готовности сил и средств наблюдения и контроля РСЧС;

организация работы по подготовке и содержанию в готовности сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организация работы по обеспечению готовности сил и средств гражданской обороны к действиям в военное время;

организация работы по созданию и определению порядка использования резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных и медицинских и иных средств;

организация подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях, обучения населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

организация работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий и вследствие этих действий, организация содержания имущества гражданской обороны;

подготовка органа управления ГОЧС к выполнению задач по предназначению:

практические действия на учениях (тренировках) или при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, имевших место за последний год;

состояние боевой и мобилизационной готовности (способности привести себя в установленные степени готовности к выполнению задач в мирное и военное время, провести отмобилизование), повседневной деятельности органов управления ГОЧС как воинских учреждений;

профессиональная подготовка военнослужащих и гражданского персонала;

организация защиты государственной тайны.

2.1. Организация работы по выполнению требований законодательства Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, разработке планирующих документов по гражданской обороне, в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций оценивается:

информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени: организация создания и работы автоматизированной информационно управляющей системы РСЧС:

"соответствует предъявляемым требованиям", если:

а) инспектируемые (проверяемые): показали знание федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, государственных стандартов ГО и БЧС и иных нормативных актов МЧС России, законов и иных нормативных правовых актов соответствующих субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с требованиями федеральных законов, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации (субъекта Российской Федерации - для органов управления ГОЧС органов местного самоуправления) организовали подготовку проектов соответствующих нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрез-вычайных ситуаций;

принимают участие в реализации и контроле исполнения принятых нормативных правовых актов в области гражданской обороны, защиты насе-ления и территории от чрезвычайных ситуаций в объеме, предусмотренном положениями об этих органах управления ГОЧС;

б) органы управления ГОЧС разработали и своевременно корректируют утвержденные в установленном порядке "План гражданской обороны", "План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (иные планирующие документы), отвечающие основным требованиям, включающие объем и содержание мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в условиях военного времени, исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:

деятельность органов управления ГОЧС не способствует своевременной и действенной реализации федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, организации подготовки проектов соответствующих нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления) в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций:

в "Планах гражданской обороны", "Планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" (иных планирующих документах) выявлены недостатки, способные отрицательно повлиять на выполнение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в условиях военного времени, предусмотренные мероприятия не согласованы по задачам, месту, времени и срокам, их обеспечению, не доведены до исполнителей.

"не соответствует предъявляемым требованиям", если дополнительно к условиям по предыдущей оценке:

в субъекте Российской Федерации (органе местного самоуправления) не разработаны основные правовые нормативные документы и области гражданской обороны, защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. В "Планах гражданской обороны" и "Планах действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций" выявлены недостатки, не позволяющие организованно и в установленные сроки обеспечить безопасность населения (провести комплекс мероприятии по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, защите населения в условиях военного времени).

2.2. Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивости функционирования организаций в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если:

спланирована работа комиссии по чрезвычайным ситуациям и органов управления ГОЧС, обеспечивается координация деятельности госнадзорных и контрольных органов по решению задач в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

организовано и контролируется осуществление мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, а также по обеспечению надежности работы потенциально опасных объектов в условиях чрезвычайных ситуаций и военного времени:

организован контроль за выполнением требований государственных стандартов ГО и БЧС;

организовано прогнозирование чрезвычайных ситуаций (создан компьютерный банк данных, внедрена система сбора и обработки информации о промышленных авариях и безопасности объектов экономики, возможных чрезвычайных ситуациях природного характера);

осуществляется методическое руководство работами по повышению устойчивости функционирования организаций при чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

осуществляется участие в разработке и реализации федеральных целевых и территориальных программ, научных исследований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

вопросы предупреждения чрезвычайных ситуаций систематически предлагаются для рассмотрения на заседаниях комиссий по чрезвычайным ситуациям, организован контроль за реализацией принимаемых КЧС решений по данным вопросам;

организована подготовка руководящего состава КЧС в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

осуществляется методическое руководство (координация) деятельностью органов повседневного управления РСЧС (дежурно-диспетчерскими службами) на потенциально опасных объектах в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны;

осуществляется участие в планировании, организации работы по декларированию безопасности объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов);

проводится работа по выявлению причин промышленных аварий и связанных с ними чрезвычайных ситуаций, их анализ, разработка рекомендации по их предотвращению;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:

вопросы предупреждения возможных (прогнозируемых) чрезвычайных ситуаций своевременно не выносятся для рассмотрения на заседаниях КЧС, контроль за принимаемыми КЧС решениями по данной проблеме не организован;

организация работы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны не позволяет в полном объеме решать поставленные ей задачи;

не организован контроль за выполнением законодательных актов, требований государственных стандартов ГО и БЧС, правил и норм в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, повышения устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

участие в планировании, организации и проведении работы по декларированию безопасности объектов повышенного риска (потенциально опасных объектов), систематический контроль за ходом внедрения системы декларирования безопасности объектов и порядка проведения экспертизы декларации безопасности осуществляется периодически;

методическое руководство (координация) деятельностью органов повседневного управления РСЧС (дежурно- диспетчерскими службами) на потенциально опасных производственных объектах в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны не постоянно, не отражено в планирующих документах;

"не соответствует предъявляемым требованиям", если дополнительно к условиям по предыдущей оценке:

не организовано прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

не спланирована или не организована работа в области решения задач предупреждения чрезвычайных ситуаций, устойчивого функционирования экономики и выживания населения в чрезвычайных ситуациях и в военное время;

не проработаны вопросы организации подготовки дежурно-диспетчерских служб на потенциально опасных объектах для принятия обоснованных решений при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций;

не организовано взаимодействие с надзорными и контрольными органами, осуществляющими свою деятельность на территории субъекта Российской Федерации.

2.3. Обеспечение готовности систем управления, связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени оценивается по следующим основном элементам:

готовность органов управления ГОЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

организационная деятельность органов управления ГОЧС по поддержанию готовности органов повседневного управления РСЧС;

организация создания и функционирования систем связи, оповещения;

организация создания и работы автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС;

организация сбора, обработки, обмена информацией.

2.3.1. Готовность органов управления ГОЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если:

разработаны планирующие документы, определяющие приведение в готовность органов управления ГОЧС, гражданской обороны, территориальной подсистемы РСЧС к выполнению возложенных задач и их функционирование в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени, имеется необходимая организационно-техническая документация по вопросам управления в повседневной деятельности, в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени (приказы, инструкции и т. п..);

созданы оперативные группы (боевые расчеты) для действий в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени, организована их подготовка;

органы управления обеспечены необходимыми формализованными, нормативно-техническими и справочными документами;

работники оперативно-дежурных служб показали хорошие знания по всем вопросам их деятельности в соответствии с утвержденными нормативными документами;

при контрольных тренировках и запусках систем оповещения и связи проверяемые действовали уверенно, выполнили поставленные задачи в установленные сроки;

при имевших место чрезвычайных ситуациях, в ходе проведения учений и тренировок, органы управления ГОЧС показали способность оперативно готовить обоснованные предложения для принятия решения;

имеются установленные для проверяемого органа управления пункты управления, укомплектованные необходимыми средствами связи, оповещения и информирования;

органы управления ГОЧС осуществляют руководство (координируют) деятельностью органов повседневного управления РСЧС, службой оперативных дежурных (для органов гражданской обороны и звеньев подсистемы РСЧС городов, отнесенных к группам по гражданской обороне, допускается создание дежурной службы) гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС, которая, в соответствии с функциональными задачами, обеспечивает прием, передачу и доведение сигналов боевого управления (управления), оповещение, cбop, обработку и передачу информации;

осуществляется организационно-техническое обеспечение деятельности КЧС (органов управления гражданской обороны) органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по выполнению возложенных на них задач в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций (органов управления гражданской обороны муниципальных образований), организация (координация) деятельности служб гражданской обороны;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:

не в полном объеме разработаны необходимые планирующие документы и организационно-техническая документация по вопросам управления в повседневной деятельности, в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени (приказы, инструкции и т.п.);

оперативные группы (боевые расчеты) для действий в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени подготовлены слабо, не обеспечены необходимой нормативно-технической и справочной документацией, минимально необходимым комплектом средств связи, транспортом элементами жизнеобеспечения для работы в условиях чрезвычайных ситуаций;

при контрольных тренировках и запусках систем оповещения и связи проверяемые действовали не уверенно, поставленные задачи выполнены с задержкой относительно установленного времени исполнения;

при имевших место чрезвычайных ситуациях, в ходе проведения учений и тренировок органы управления ГОЧС допустили ошибки в подготовке предложений для принятия решений;

органы управления ГОЧС недостаточно полно осуществляют руководство (координацию) деятельностью органов повседневного управления РСЧС, службой оперативных дежурных (дежурных) гражданской обороны и территориальной подсистемы РСЧС, которая в соответствии с функциональными задачами обеспечивает прием, передачу и доведение сигналов боевого управления (управления), оповещение, сбор, обработку и передачу информации;

установленные для размещения проверяемого органа управления ГОЧС пункты управления имеют отдельные недостатки, но в целом обеспечивают связь, оповещение и информирование органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения;

"не соответствует предъявляемым требованиям", если не выполнено условие по предыдущей оценке.

2.2.2. Организационная деятельность органов управления ГОЧС по поддержанию готовности органов повседневного управления РСЧС оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если:

осуществляется методическое руководство (координация) деятельностью органов повседневного управления РСЧС (пунктами управления, оперативно-дежурными (дежурными) службами, дежурно-диспетчерскими службами на потенциально-опасных объектах экономики);

разработаны и утверждены нормативные и нормативно-методические документы, определяющие деятельность оперативно-дежурных (дежурных) служб;

организована подготовка и инструктаж работников оперативно-дежурных (дежурных) служб по всем вопросам их деятельности;

созданы условия для приведения пунктов управления, их систем жизнеобеспечения, средств связи и оповещения в готовность в установленные сроки;

состояние режима секретности и обеспечения безопасности информации на объектах вычислительной техники отвечает предъявляемым требованиям;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:

необходимые инструкции и справочные пособия разработаны нe в полном объеме, содержат отдельные недостатки, но позволяют оперативно-дежурным (дежурным) службам выполнить поставленные задачи;

в организации подготовки оперативно-дежурных (дежурных) служб допущены отдельные недостатки в целом не влияющие на выполнение поставленных задач;

не в полном объеме созданы условия для приведения пунктов управления, их систем жизнеобеспечения, средств связи и оповещения в готовность в установленные сроки;

"не соответствует предъявляемым требованиям", если дополнительно к условиям по предыдущей оценке:

работники оперативно-дежурных (дежурных) служб оказались не подготовленными к выполнению возложенных задач, необходимые инструкции и справочные пособия разработаны без учета рекомендаций по их разработке и не позволяют в полном объеме и в установленный срок выполнить поставленные задачи;

не созданы условия для приведения пунктов управления, их систем жизнеобеспечения, средств связи, оповещения и информирования в готовность в установленные сроки;

состояние режима секретности и обеспечения безопасности информации на объектах вычислительной техники не отвечает предъявляемым требованиям.

2.3.3. Организация создания и функционирования систем связи, оповещения оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если органами управления ГОЧС:

организовано создание и поддержание в готовности к работе узлов связи;

организована связь с загородного и городского пунктов управления с пунктом управления старшего начальника, пунктами управления подчиненных органов, населенными пунктами, организациями;

организована связь старшему начальнику при убытии его на пункт управления своего и подчиненных органов управления;

организована резервная связь с городами, отнесенными к группам по гражданской обороне, райцентрами;

поддерживается в готовности узел связи (средства связи) подвижного пункта управления к обеспечению органов управления связью в зоне чрезвычайной ситуации (если, в соответствии с рекомендациями, он создан);

организованы централизованное автоматизированное управление территориальной системой оповещения, работа по ее развитию (реконструкции) и поддержанию в готовности;

организован и ведется контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если органами управления ГОЧС:

не проведены организационные мероприятия по созданию узлов связи соответствующих пунктов управления;

не организовано централизованное (от органа управления ГОЧС) автоматизированное управление территориальной системой оповещения, в организации работ по поддержанию ее в готовности допущены серьезные упущения;

не организован контроль за созданием локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов;

"не соответствует предъявляемым требованиям", если органами управления ГОЧС:

не организована связь с загородного и городского пунктов управления с пунктами управления старшего начальника, пунктами управления подчиненных органов, населенными пунктами, организациями;

не организована работа по развитию (созданию, реконструкции) поддержанию в готовности территориальных систем централизованного оповещения:

не организован контроль за созданием и поддержанием в готовности локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов.

2.3.4. Организация создания и работы автоматизированной информационно-управляющей системы (АИУС) РСЧС.

"соответствует предъявляемым требованиям", если:

при органе управления ГОЧС создан информационно-управляющий центр (вычислительный центр) с задачей технического и программного обеспечения функционирования АИУС РСЧС соответствующего уровня;

у персонала ИУЦ (ВЦ) имеются соответствующие аттестующие квалификационные документы. Организовано обучение руководящего состава ИУЦ в образовательных учреждениях МЧС России;

имеется и функционирует локальная вычислительная сеть (ЛВС), объединяющая функциональные подразделения органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации;

имеются и функционируют абонентские пункты (АП) органов управления ГОЧС муниципальных образований;

имеются и функционируют абонентские пункты (АП) объектов экономики, сопряженных с ЛВС органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации, муниципального образования;

имеется сопряжение АИУС органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации с соответствующей системой вышестоящего органа управления (региональным центром, МЧС России, в т.ч. модемная связь с региональным центром);

имеется сопряжение АИУС органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации с имеющимися на местном уровне автоматизированными системами других министерств и ведомств;

имеется сопряжение АИУС РСЧС субъекта Российской Федерации с соответствующими системами взаимодействующих соседних областей;

имеется программное обеспечение, комплекс функциональных задач и баз данных, обеспечивающих информационную и интеллектуальную поддержку управленческой деятельности;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:

при органе управления ГОЧС создан информационно-управляющий центр ИУЦ (вычислительный центр) с задачей технического и программного обеспечения функционирования АИУС РСЧС соответствующего уровня;

у персонала ИУЦ (ВЦ) имеются соответствующие аттестующие квалификационные документы;

имеется и функционирует локальная информационная (вычислительная) сеть (ЛВС) ИВЦ, объединяющая функциональные подразделения органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации;

имеются и функционируют абонентские пункты (АП) при нижестоящих органах управления ГОЧС, сопряженных с ЛВС вышестоящего органа управления ГОЧС;

имеется сопряжение ИУЦ органа управления ГОЧС субъекта Российской Федерации с соответствующей системой вышестоящего органа (и т.ч. модемная связь с региональным центром);

имеется программное обеспечение, комплекс функциональных задач и баз данных, обеспечивающих информационную и интеллектуальную поддержку управленческой деятельности;

"не соответствует предъявляемым требованиям", если не выполнено требование по двум и более пунктам относительно условий по предыдущей оценке.

2.3.5. Организация сбора, обработки, обмена информации оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если органами управления ГОЧС:

разработан, установленным порядком утвержден на основании постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.97 г. № 334 и доведен до всех исполнителей Порядок сбора и обмена информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации природного и техногенного характера;

соответствующие работники органа управления ГОЧС, в т.ч. оперативно-дежурных (дежурных) служб, подготовлены для выполнения указанных функций, в ходе контрольных тренировок и запусков систем оповещения (информирования) действовали уверенно и выполнили поставленные задачи по приему, сбору, обработке и передаче информации;

организовано доведение установленным порядком информации о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях до органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

при имевших место в последний год чрезвычайных, ситуациях, и проводившихся учениях и тренировках существенных замечаний по сбору, обработке и обмену информацией нe было;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если органами управления ГОЧС:

допущены организационные недостатки в организации сбора и обмена информацией, которые могут повлиять (повлияли при имевших место чрезвычайных ситуациях) на своевременность получения и передачи необходимой информации о чрезвычайных ситуациях;

"не соответствует предъявляемым требованиям", если дополнительно к условиям по предыдущей оценке:

не разработаны распорядительные документы о порядке сбора, обработки и обмена информацией;

допускались случаи несвоевременного предоставления (не предоставления) информации о имевших место чрезвычайных ситуациях, повлиявшие на результаты ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

И целом обеспечение органами управления ГОЧС готовности системы управления, связи, оповещения и информирования к действиям в чрезвычайных ситуациях и и условиях военного времени оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если не более двух элементов проверки (2.3.1-2.3.5) имеют оценку "ограниченно соответс-твует предъявляемым требованиям", а остальные - "соответствует предъ-являемым требованиям";

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если более двух элементов проверки (2.3.1-2.3.5) имеют оценку "ограниченно соответствуют предъявляемым требованиям", а остальные - "соответствует предъявляемым требованиям";

"не соответствует предъявляемым требованиям", если по одному из элементов проверки (2.3.1-2.3.5), кроме 2.3.4, получена оценка - "не соответствует предъявляемым требованиям".

2.4. Организация работы сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны, по наблюдению и контролю за экологическим состоянием окружающей среды, по содержанию в готовности сил и средств наблюдения и контроля РСЧС оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если:

работа по осуществлению наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях, анализу воздействия вредных факторов на здоровье населения, прогнозированию чрезвычайных ситуаций силами соответствующих служб (учреждений) и организаций спланирована и охватывает все задачи, возложенные на территориальную подсистему, ее звено, организацию с учетом требований нормативных документов, в т.ч. государственных стандартов;

организована работа по созданию и деятельности сил и средств наблюдения и контроля РСЧС;

осуществляется систематический контроль за выполнением запланированных мероприятий, при имевших место в течение последнего года чрезвычайных ситуациях или учениях существенных замечаний по работе сил средств наблюдения и контроля не было;

"ограниченно соответствуют предъявляемым требованиям", если:

отмечены существенные недостатки в планировании работы по осуществлению наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях, анализу воздействия вредных факторов на здоровье населения, прогнозированию чрезвычайных ситуаций силами соответствующих служб (учреждений) и организаций;

недостатки в организации работы по подготовке и содержанию в готовности сил и средств наблюдения и контроля РСЧС к действиям и чрезвычайных ситуациях не позволили в полном объеме выполнить возложенные на них задачи при имевших место в течение последнего года чрезвычайных ситуациях и проведенных учениях;

"не соответствует предъявляемым требованиям", если:

недостатки в организации работы по подготовке и содержанию готовности сил и средств наблюдения и контроля ГСЧС к действиям н чрезвычайных ситуациях привели к срыву выполнения возложенных на них задач при имевших место в течение последнего года чрезвычайных ситуациях и проведенных учениях.

2.5. Организация работы по подготовке и содержанию в готовности сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если:

организована работа по созданию группировки сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС, ее эшелонированию (включая наличие утвержденного в установленном порядке перечня сил постоянной готовности территориальной подсистемы (звена территориальной подсистемы) РСЧС, исходя из принципов необходимой достаточности и максимально возможного использования при возникновении чрезвычайных ситуации;

организована работа по поддержанию в готовности сил ликвидации чрезвычайных ситуаций территориальной подсистемы (звена территориальной подсистемы) РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях;

организован контроль за поддержанием в установленной степени готовности сил постоянной готовности федерального уровня РСЧС, дислоцированных на территории субъекта Российской Федерации;

организована работа по аттестации на допуск к работам в условиях чрезвычайных ситуации штатных (профессиональных) подразделений сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС;

на учениях, занятиях и при ликвидации, имевших место в течение последнего года, чрезвычайных ситуациях поставленные перед силами и средствами ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС задачи выполнены;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:

организация работы по созданию группировки сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС, ее эшелонированию (включая наличие утвержденного в установленном порядке перечня сил постоянной готовности территориальной подсистемы (звена территориальной подсистемы) РСЧС, не отвечает принципам необходимой достаточности и максимально возможного использования при возникновении чрезвычайных ситуаций;

недостатки в организации работы по подготовке и содержанию в готовности сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций территориаль-ной подсистемы (звена территориальной подсистемы) РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях, не позволили в полном объеме выполнить возложенные на них задачи при имевших место в течение последнего года чрезвычайных ситуациях и проведенных учениях;

не налажена организованная работа по аттестации на допуск к работам в условиях чрезвычайных ситуаций штатных (профессиональных) подразделений сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуаций РСЧС;

"не отвечает предъявляемым требованиям", если недостатки в организации работы по подготовке и содержанию в готовности сил и средств ликвидации чрезвычайных ситуации РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях привели к срыву выполнения возложенных на них задач при имевших место в течение последнего года чрезвычайных ситуациях и проведенных учениях.

2.6. Организация работы по обеспечению готовность сил и средств гражданской обороны к действиям в военное время оценивается:

"готовы к выполнению задач", если:

в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации порядком определен перечень организаций, имеющих потенциально опасные объекты и эксплуатирующие их, организаций, имеющих важное оборонное и экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время, которые создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности;

организована и проводится подготовка гражданских организаций гражданской обороны к проведению аварийно-спасательных работ в соответствии с предназначением;

организована работа служб гражданской обороны по обеспечению действий гражданских организаций гражданской обороны при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

"ограниченно готовы к выполнению задач", если:

разработаны меры но поддержанию гражданских организации гражданской обороны в состоянии постоянной готовности;

не в полном объеме проведена аттестация на допуск к работам в условиях чрезвычайных ситуации и в военное время специализированных гражданских организации гражданской обороны потенциально опасных объектов;

учет, контроль укомплектованности и технической оснащенности (по основным видам техники, оборудования и приборов) гражданских организаций гражданской обороны ведется не в полном объеме;

отмечены существенные недостатки в подготовке гражданских организаций гражданской обороны при проведении практических мероприятий на учениях (занятиях) и при ликвидации имевших место чрезвычайных ситуаций;

"не готовы к выполнению задач", если дополнительно к невыполнению требования по предыдущей оценке не определен перечень организаций, которые создают гражданские организации гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности.

2.7. Организация работы по созданию и определению порядка использования резервов финансовых и материальных ресурсов для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, созданию и содержанию в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если:

организована работа по созданию соответствующих резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны;

совместно с соответствующими подразделениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления разработаны нормативные документы, определяющие (регламентирующие) создание и пополнение резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны;

организован контроль за поддержанием материально-технических средств, находящихся в резерве, в исправном состоянии, их готовностью к своевременному использованию в условиях чрезвычайных ситуаций и военного времени;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:

не разработан вопрос по определению резервов материально-технических и финансовых ресурсов для ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны;

не ведется в полном объеме контроль за поддержанием материально-технических средств, находящихся в резерве, в исправном состоянии, за их готовностью к своевременному использованию в условиях чрезвычайных ситуаций и военного времени;

"не соответствует предъявляемым требованиям", если не разработаны, совестно с заинтересованными подразделениями органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, нормативные документы, определяющие (регламентирующие) создание, пополнение и выдачу резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и в целях гражданской обороны.

2.8. Организация подготовки населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени оценивается по следующим элементам:

организация подготовки руководящего состава гражданской обороны территориальной подсистемы РСЧС и ее звеньев, командно-начальствующего состава, сил гражданской обороны, РСЧС и обучение населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

обеспечение пропаганды знаний в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени.

2.8.1. Организация подготовки руководящего состава гражданской обороны, территориальной подсистемы РСЧС и ее звеньев, командно-начальствующего состава, сил гражданской обороны, РСЧС и обучения населения способам защиты и действиям при чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени оценивается:

" соответствует предъявляемым требованиям", если:

в соответствии с действующими Организационными указаниями по подготовке населения Российской Федерации в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций разработаны соответствующие Организационные указания о порядке подготовки населения, специалистов органов государственного управления и сил ликвидации чрезвычайных ситуаций на текущий год;

разработан приказ соответствующего начальника гражданской обороны об итогах обучения населения по гражданской обороне за минувший год и задачах на новый учебный год;

организовано функционирование и организационно-техническое обеспечение деятельности учебно-методических центров по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям (далее - УМЦ по ГОЧС), курсов гражданской обороны;

мероприятия обучения населения, плана основных мероприятий, плана подготовки населения по группам обучения соответствуют требованиям руководящих документов и выполнены не менее чем на 75%, имеются программы подготовки, расписания занятий, учебно-материальная база УМЦ по ГОЧС, курсов гражданской обороны создана и отвечает предъявляемым требованиям;

вопросы совершенствования системы подготовки населения периодически выносятся на рассмотрение соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям;

руководящий состав непосредственно участвует в работе по обучению населения, пропаганде знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:

отмечены отдельные недостатки в планировании подготовки различных групп населения, планы подготовки населения выполнены не менее чем на 50%;

учебно-материальная база УМЦ по ГОЧС и курсов гражданской обороны не в полной мере соответствует предъявляемым требованиям;

руководящий состав непосредственно не участвует в работе по обучению населения, пропаганде знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

"не соответствует предъявляемым требованиям". если не выполнено условие по предыдущей оценке.

2.8.2. Обеспечение пропаганды знаний в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если органами управления ГОЧС:

совместно с заинтересованными структурными подразделениями орга-нов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и органами средств массовой информации с учетом особенностей территорий разработаны планы и программы пропагандистских мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуации, защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

обеспечено соответствие наглядной агитации по тематике РСЧС и гражданской обороны установленным требованиям;

практически, в объеме не менее 75% от запланированных, осуществляются публикации в средствах массовой информации, проводятся теле-, радиопередачи, читаются лекции, проводятся другие мероприятия, рекомендованные МЧС России по вопросам пропаганды в области защиты насе-ления и территорий от чрезвычайных ситуаций, защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:

практические пропагандистские мероприятия в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий выполняются в объеме не менее 50% от запланированных;

"не соответствует предъявляемым требованиям", если не выполнено условие по предыдущей оценке.

В целом организация подготовки населения к действиям при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если один из элементов проверки (2.8.1-2.8.2) имеет оценку "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", а другой имеет оценку - "соответствует предъявляемым требованиям";

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если оба элемента проверки (2.8.1-2.8.2) имеют оценку - "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям";

"не соответствует предъявляемым требованиям", если по одному из элементов проверки (2.8.1-2.8.2) получена оценка - "не соответствует предъявляемым требованиям".

2.9. Организация работы в области защити населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий оценивается по следующим элементам:

организация инженерной защиты;

организация радиационной и химической защиты;

организация медико-биологической защиты;

организация эвакуационных мероприятий.

2.9.1. Организация инженерной защиты населения оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если:

в соответствующих планах, других руководящих документах отработаны вопросы предоставления установленным группам населения убежищ, других защитных сооружений (их оборудование - согласно норм ИТМ ГО), проведения мероприятий по световой и другим видам маскировки, организации захоронения трупов людей и животных при больших потерях в крупных чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

осуществляется участие в планировании, проведении и контроле инженерно-технических мероприятий в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

вопросы состояния и совершенствования инженерно-технических мероприятий по предотвращению чрезвычайных ситуаций периодически выносятся на рассмотрение соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям;

осуществляется участие в разработке и реализации мероприятий по обеспечению выживания населения в условиях военного времени;

осуществляется контроль за соблюдением требований норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов производственного и социального назначения;

осуществляется контроль за накоплением, поддержанием в технически исправном состоянии и готовностью к приему укрываемых в установленные сроки в имеющихся защитных сооружениях;

разработаны планы строительства быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны и простейших укрытий, выписки из них доведены до заинтересованных организаций;

разработан паспорт безопасности административно-территориальных единиц в соответствии с ГОСТ Р 22.2.03.-97;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:

по вопросам планирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций имеются существенные недостатки:

планы строительства быстровозводимых защитных сооружений гражданской обороны и простейших укрытий разработаны не в полном объеме;

контроль за поддержанием в технически исправном состоянии и готовностью к приему укрываемых в установленные сроки в имеющихся защитных сооружениях осуществляется не систематически, недостатки в решении данных вопросов не выносятся на рассмотрение соответствующих комиссий по чрезвычайным ситуациям, начальников гражданской обороны;

"не соответствует предъявляемым требованиям", если:

учет защитных сооружений, контроль за поддержанием в технически исправном состоянии и готовностью к приему укрываемых в установленные сроки в имеющихся защитных сооружениях практически не организован;

инженерно-технические мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению устойчивого функционирования организаций в военное время не планируются.

2.9.2. Организация радиационной и химической защиты населения оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если:

спланированы и организованы мероприятия по предоставлению населению средств индивидуальной защиты, обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому заражению, обеззараживанию техники, зданий и территорий;

проработаны вопросы ведения радиационной, химической разведки силами гражданской обороны и осуществляется контроль за готовностью к выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного контроля;

осуществляется учет обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, специально подготовленных аварийно-спасательных подразделений и гражданских организаций гражданской обороны - приборами и специальной техникой;

осуществляется контроль вопросов эксплуатации, технического обслуживания и хранения средств индивидуальной защиты и приборов, дооборудования специальных пунктов для проведения санитарной и специальной обработки (в соответствии с требованиями норм);

имеется комплект основных нормативных документов, в том числе государственные стандарты БЧС по вопросам контроля (мониторинга), радиационной загрязненности, химической зараженности, защиты населения;

военнослужащие и работники органа управления ГОЧС оснащены табельными средствами радиационной и химической защиты на 100% от потребности;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:

в планировании и организации мероприятий по предоставлению населению средств индивидуальной защиты, обнаружению и обозначению районов, подвергшихся радиоактивному, химическому заражению, обеззараживанию техники, зданий и территорий выявлены недостатки влияющие на cpoки и качество их выполнения;

допущены существенные ошибки в оценке радиационной и химической обстановки в ходе ликвидации чрезвычайных ситуации или проводимых учений (тренировок);

учет обеспечения населения средствами индивидуальной защиты, специально подготовленных аварийно-спасательных подразделений и гражданских организаций гражданской обороны приборами и специальной техникой осуществляется не систематически;

контроль в установленном порядке вопросов эксплуатации, технического обслуживания и хранения средств индивидуальной защиты и приборов по дооборудованию специальных пунктов для проведения санитарной и специальной обработки (в соответствии с требованиями норм) в полном объеме не ведется;

военнослужащие и работники органа управления ГОЧС оснащены табельными средствами радиационной и химической защиты не менее чем на 80% от потребности;

"не соответствует предъявляемым требованиям", если не выполнены условия по предыдущей оценке.

2.9.3. Организация медико-биологической защиты населения оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если:

вопросы организации медико-биологической защиты спланированы в полном объеме, в том числе отработаны вопросы обнаружения и обозначения районов, подвергшихся биологическому заражению, первоочередного медицинского обслуживания пострадавшего населения, включая первую медицинскую помощь, отработаны мероприятия по развертыванию лечебных и иных медицинских учреждений в военное время, выписки из планов доведены до заинтересованных организаций;

проработаны вопросы ведения неспецифической бактериологической (биологической) разведки силами и средствами гражданской обороны и осуществляется контроль за готовностью к выполнению задач по ведению разведки ведомственными службами наблюдения и лабораторного контроля;

осуществляется участие в разработке и реализации методических основ обучения и подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени;

осуществляется координация действий с медицинской службой гражданской обороны, с территориальным центром медицины катастроф по вопросам оказания экстренной медицинской помощи пострадавшему населению с учетом характера чрезвычайных ситуаций и лечения пострадавшего населения;

осуществляется участие в подготовке медицинских гражданских организаций гражданской обороны, подразделений службы медицины катастроф;

осуществляется контроль за содержанием запасов медицинских ресурсов, обеспечением установленных групп персонала организаций медицинскими средствами, медицинских гражданских организаций гражданской обороны, подразделений службы медицины катастроф в соответствии с требованиями норм оснащения необходимыми материально-техническими и медицинскими средствами;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:

вопросы организации медико-биологической защиты спланированы и осуществляются не в полном объеме;

участие в подготовке медицинских гражданских организаций гражданской обороны, подразделений службы медицины катастроф, учет и контроль за содержанием запасов медицинских ресурсов, обеспеченности установленных групп населения медицинскими средствами защиты и экстренной профилактики осуществляются не систематически;

"не соответствует предъявляемым требованиям", если:

учет обеспеченности установленных групп населения медицинскими средствами защиты и экстренной профилактики, готовности и возможностей медицинских подразделений службы медицины катастроф, медицинских гражданских организаций гражданской обороны осуществляется с rpyбейшими нарушениями и не соответствует реальному положению дел.

2.9.4. Организация эвакуационных мероприятий.

Организация органом управления ГОЧС планирования, обеспечения, совместно с подразделениями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления эвакуационных мероприятий в условиях чрезвычайных ситуаций и военного времени оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если:

спланированы мероприятия по подготовке и организации эвакуации населения в безопасные районы (загородную зону), спланирован прием и размещение эваконаселения из других регионов, отработаны вопросы приема эваконаселения из других регионов, размещения эвакуируемого населения и возвращению его в места постоянного проживания после ликвидации чрезвычайных ситуаций или устранения опасностей в военное время;

организована подготовка эвакоорганов к выполнению возложенных задач по предназначению;

организована работа по контролю за готовностью транспортных организаций и транспортных средств к выполнению эвакоперевозок;

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если:

планы эвакуации имеют отдельные недостатки, эвакуационные мероприятия спланированы не в полном объеме;

спланированные мероприятия по подготовке загородной зоны к приему и размещению эвакуированного населения, а также по созданию необходимых условий для его жизнеобеспечения не доведены до исполнителей;

"не соответствует предъявляемым требованиям", если:

не организована подготовка эвакоорганов к выполнению возложенных задач по предназначению;

работа по контролю за готовностью транспортных организаций и транспортных средств к выполнению эвакоперевозок не ведется.

В целом организация органами управления ГОЧС решения вопросов защиты населения в чрезвычайных ситуациях и в условиях военного времени оценивается:

"соответствует предъявляемым требованиям", если не более как по одному из элементов проверки (2.9.1-2.9.4) получена оценка "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", а по остальным - "соответствует предъявляемым требованиям";

"ограниченно соответствует предъявляемым требованиям", если по одному из элементов проверки (2.9.1-2.9.4) получена оценка "не соответствует предъявляемым требованиям" и если по двум и более показателям проверки получена оценка "ограниченно соответствует предъявляемым требованиям".

"не соответствует предъявляемым требованиям", если по двум и более показателям проверки получена оценка "не соответствует предъявляемым требованиям".

3. ПОДГОТОВКА ОРГАНА УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС К ВЫПОЛНЕНИЮ ЗАДАЧ ПО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЮ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПО СЛЕДУЮЩИМ ЭЛЕМЕНТАМ

Практические действия на учениях (тренировках) или при ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций, имевших место за последний год: состояние боевой и мобилизационной готовности, повседневной деятельности, как воинского учреждения;

профессиональная подготовка военнослужащих и гражданского персонала.

3.1. Состояние боевой и мобилизационной готовности, повседневной деятельности органов управления ГОЧС, как воинских учреждений, оценивается по таким элементам инспектирования, как:

3.1.1. Способность привести себя в готовность к выполнению задач мирного и военного времени и провести отмобилизование;

3.1.2. Состояние службы оперативных дежурных (дежурных);

3.1.3. Состояние вооружения и военной техники;

3.1.4. Морально-психологическое состояние личного состава;

3.1.5. Состояние правопорядка и воинской дисциплины;

3.1.6. Состояние правовой работы;

3.1.1. Способность органов управления ГОЧС привести себя в готовность к выполнению задач мирного и военного времени и провести отмобилизование оценивается:

"способны привести себя в готовность к выполнению задач мирного и военного времени и провести отмобилизование", если орган управления ГОЧС укомплектован личным составом, вооружением, техникой и запасами материальных средств по нормам, обеспечивающим выполнение поставленных перед ним задач и проведения отмобилизования;

планирование мероприятий боевой и мобилизационной готовности осуществлено в соответствии с требованиями руководящих документов, а мероприятия планов обеспечивают приведение органа управления ГОЧС в боевую готовность и проведение отмобилизования;

должностные лица твердо знают задачи, требования документов по боевой и мобилизационной готовности, умеют ими практически пользоваться при получении сигналов (приказов);

мероприятия по практическому приведению в боевую готовность и отмобилизованию выполнены в установленные планами сроки и в полном объеме;

"не способны привести себя в готовность к выполнению задач мирного и военного времени и провести отмобилизование", если в органе управления ГОЧС не выполнено хотя бы одно из требований, предусмотренных для оценки "способны привести себя в готовность к выполнению задач мирного и военного времени и провести отмобилизование".

3.1.2. Состояние службы оперативных дежурных (дежурных) оценивается:

"Служба оперативных дежурных (дежурных) готова", если организация и несение дежурства отвечают требованиям руководящих документов; специальная подготовка и практические действия личного состава дежурных смен оценены не ниже "удовлетворительно"; система оповещения, аппаратура и техника исправны и обеспечивают выполнение задач;

"Служба оперативных дежурных (дежурных) не готова", если не выполнены требования, предусмотренные для оценки "Служба оперативных дежурных (дежурных) готова".

3.1.3. Состояние вооружения и военной техники проверяется на основании приказов и директив МЧС России.